Обзор: Типы и характеристики горных лыж

1. Типы горных лыж по назначению
2. Характеристики горных лыж

1. Типы горных лыж по назначению

По типу катания горные лыжи можно разделить на 3 основных группы с подгруппами:

Трассовое катание 2.jpg

ТРАССОВЫЕ (карвинговые) - лыжи для катания на подготовленных склонах
- Короткорадиусные трассовые
- Среднерадиусные трассовые
- Длиннорадиусные трассовые

Универсальное катание 2.jpg

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (all-mountain) - лыжи для разных склонов
- Трасса/разбитый склон
- Разбитый склон/фрирайд

Фриски катание.jpg

FREESKI - экстремальные лыжи для катания вне трасс
- Фрирайд (Freeride)
- Паудер (Powder)
- Скитур (Ski tour)
- Фристайл (Freestyle) или Парк &Пайп (Park & Pipe)

Внутри каждой группы производители выделяют модели лыж: юнисекс, женские, детские, а также разделяют их по уровню подготовки лыжника: начинающий, средний, эксперт, спортсмен. Рассмотрим каждую группу подробнее:

1.1. Трассовые (карвинговые) лыжи

Трассовое катание.jpg

Трассовые лыжи (карвинговые) предназначены для скоростного катания на хорошо подготовленных склонах. Именно на хорошо отратраченных склонах эти лыжи раскрывают весь свой скоростной потенциал. Трассовые лыжи, по сравнению с универсальными моделями, отличает, большая продольная и особенно торсионная жесткость, а также узкая талия (до 73 мм). Большая жесткость трассовых лыж и узкая талия необходимы для компенсации центробежных сил на высоких скоростях и "врезки" в снег и лед при закантовке. Если у лыж будет недостаточная жесткость, то они будут срываться в повороте в боковое скольжение.
Современная техника катания по трассе подразуевает катание не по прямой, а дугами. Чем больший радиус дуги вы сможете описать, тем выше можно развить скорость. Радиус дуги при катании зависит не только от желания и технических возможностей лыжника, но и радиуса бокового выреза лыжи, поэтому трассовые лыжи разделяются на корткорадиусные (слаломные), среднерадиусные и длиннорадиусные (слалом-гигант).
Короткорадиусные (слаломные) трассовые лыжи - менее жесткие лыжи в продольном направлении, чем длиннорадиусные лыжи для слалома-гиганта. Они имеют боковыой вырез небольшого радиуса 9 - 12 метров для средней ростовки, с большим контрастом ширины носка и ширины талии. Они предназначены для хождения по трассе малыми дугами с частой перекантовкой.
Длиннорадиусные трассовые лыжи для слалома-гиганта - самые жесткие лыжи, с радиусом 17 - 25 м для средней ростовки. Они предназначены для высоких скоростей и дуг большого радиуса, чем чисто слаломные (короткорадиусные) лыжи. Чтобы раскрыть весь потенциал длиннорадиусных лыж, нужно кататься по широким склонам от 50 м и шире, где катается относительно немного лыжников, так как развиваемая на скорость на длиннорадиусных лыжах легко переваливает за 80 км/ч.
Среднерадиусные трассовые лыжи - лыжи, которые по характеристикам находятся по середине между слаломными лыжами и лыжами для слалома-гиганта. Среднерадиусные лыжи имеют радиус 12-17 метров для средней ростовки.
Выбор величины радиуса трассовых лыж зависит от личных предпочтений горнолыжника, кому-то ближе по душе слаломная техника, а кому-то высокая скорость. Так что выбор за Вами.

1.2. Универсальные лыжи

Универсальное катание.jpg

Универсальные горные лыжи (All-mountain) – наиболее удобные по широте применения горные лыжи. Универсальные горные лыжи обеспечивают возможность катания по подготовленным, плохо подготовленным и разбитым склонам, а так же выходов вне трассы, на надувы, бугры. Универсальные горные лыжи отличаются от трассовых меньшей продольной и торсионной жесткостью, более широкой талией от 73 до 100-105 мм и рокером (загибом лыжи) спереди на 10-20% от длины лыжи. С одной стороны универсальные лыжи уменьшают скоростные возможности лыжника, в виду того, что в поворотах на высоких скоростях лыжи будут слишком сильно прогибаться в дуге, и могут срываться в скольжение. Но с другой стороны меньшая жесткость, рокер и широкая талия универсальных горных лыж добавляет комфорта в управлении, так как лыжа становится менее "нервной" на неровностях трассы и требует меньших усилий для прохождения поворотов и неровностей. Универсальные лыжи - это наиболее востребованные горные лыжи, так как большая часть лыжников хочет иметь одну пару лыж на все случаи жизни.
Универсальные лыжи подразделяются на лыжи для катания по трассе/плохо подготовленным/разбитым склонам и на лыжи для катания по разбитым склонам/фрирайду.
Лыжи для катания по трассе/плохо подготовленным и разбитым склонам имеют среднюю ширину талии - от 73 до 85 мм, а также передний рокер 10%-15%. Само название подгруппы говорит о предназначении этих лыж. Выбирать такие лыжи имеет смысл, если:
- Вы хотите совместить катание по хорошо подготовленной и разбитой трассе
- Вы предпочитаете более комфортное, менее энергозатраное катание
- Вы не планируете далеко выезжать за пределы трассы.

Разбитый склон-фрирайд катание.jpg

Лыжи для разбитого склона/фрирайда - универсальные лыжи с широкой талией до от 85 до 105 мм, передним рокером 15-20%, а иногда и задним - около 5-10%. Это попытка совмещения в одной лыже фрирайдных возможностей и управляемости на разбитой трассе. В последнее время производители в этом плане добились значительных успехов за счет применения специальных технологий, например, за счет применения сотовой структуры на носке и пятке лыжи, и усиления лыжи легкими слоями карбона и титанала. Такие лыжи хорошо ведут себя на умеренно разбитом/ разбитом склоне, проглатывая все неровности, а также на легком фрирайде - не глубокому или относительно плотному снегу. Все же отсутствие фрирайдного рокера 25-30%, недостаточная ширина и большая жесткость, не дает права сказать, что лыжи этого типа идеальны для фрирайда. Также данный подтип лыж не так послушен на жесткой или ледяной трассе, так как их практически не удается зацепить за поверность склона. Однако, если на склоне имеется относительно мягкий верхний слой снега, и лыжам есть за что зацепиться, то лыжи этого подтипа очень хорошо "карвятся".
Лыжи для разбитого склона/фрирайда становятся самым популярным подтипом лыж, для горнолыжников собирающихся поехать на горнолыжный курорт, с целью совместить трассовое и внетрассовое катание. Если же Вы не готовы идти на компромисс, то Вам необходимо приобретать под каждый вид катания отдельную пару лыж. Под трассовое катание - трассовые лыжи, под фрирайд - фрирайдные лыжи.

1.3. Freeski

Freeski – категория лыж для катания в свободном стиле элементами экстрима (катание вне трасс, прыжки и трюки). Они делятся на подкатегории: фрирайд, powder, парк & пайп, скитур.

Фрирайд катание.jpg

Фрирайдные лыжи (Freeride) - горные лыжи, предназначенные для катания вне подготовленных трасс в горах. Фрирайдные лыжи «всплывают» в рыхлом снегу, устойчивы на разных условиях снега, а также достаточно универсальны и поэтому годятся для спокойного катания по подготовленным склонам. Лыжи этого типа имеют более широкую талию, в отличии от универсальных лыж - от 98 мм, более мягкие и облегченные носок и пятку, ярко выраженный передний 25-30% и задний рокер 10-15%. Радиус бокового выреза фрирайдной лыжи может быть от 17 до 30 метров.  Фрирайдные лыжи требуют экспертного уровня подготовки горнолыжника.
Powder (пухляк) лыжи - cамые широкие фрирайдные лыжи (с талией 120-130 мм) предназначены для катания по глубокому мягкому снегу - целине.

Парковое катание.jpg

Лыжи для фристайла или Парк & пайп (Park & pipe) - лыжи предназначенные в основном для катания и выполнения различных трюков и прыжков в халф пайпе (Half – pipe – англ. «пол трубы» - элемент из снега, представляющий из себя наклонный желоб) и специально подготовленных лыжных парках. Такие парки представляют из себя набор различных фигур (трамплины, различной формы перила (рэйлы) и столы (боксы). Лыжи парк & пайп имеют форму твин-тип, т.е. одинаковый загиб на носке и пятке, обеспечивающий езду спиной вперед. Парковые лыжи имеют одинаковый по длине передний и задний рокер 10-20%. Лыжи Парк & пайп, обычно, вполне универсальны и подходят для любительского катания на любых склонах.

Скитур.jpg

Скитур (Ski tour) - лыжи предназначенные для восхождений на гору. Лыжи для скитура имеют небольшой вес, чтобы снизить энергозатраты лыжников-туристов. Со склонов вниз лыжи для скитура едут очень посредственно, но это их не главное предназвачение. Главное - это подъем в гору. На лыжи для скитура устанавливают крепления позволяющие при подъеме в гору отрывать пятку от поверхности лыжи. При спуске с горы пятка ботинка крепко фиксируется креплением. Также при восхождении на скользящую поверхность лыж устанавливают камусы, которые препятствуют проскальзыванию  при ходьбе.

2. Характеристики горных лыж

- Жесткость
- Радиус бокового выреза
- Геометрия
- Рокер
- Вес
- Виброустойчивость

Жесткость горных лыж.jpg

2.1. Жесткость горных лыж

Основная характеристика, по которой отличаются лыжи по типу катания – это жесткость. Что такое жесткость лыжи?
В горных лыжах различают продольную и торсионную жесткость, причем в зависимости от назначения и особенностей моделей лыж, жесткость лыж изменяется по длинне. Итак, чем отличается мягкая лыжа от жесткой?
Менее жесткая в продольном направлении лыжа:
-начинает управляться (прогибаться по дуге) с меньших скоростей
-лучше амортизирует неровный рельеф
-лучше идет по целине (мягкому снегу)
Более жесткая в продольном направлении лыжа:
-обеспечивает более мощное катание - переброску из поворота в поворот
-лучше держит на льду (при поперечном проскальзывании канта)
Меньшая торсионная жесткость лыжи (жесткость на скручивание):
-облегчает катание на малых скоростях (легкая закантовка носка и задника в поворотах)
- прощает ошибки при катании
- лыжи хуже держат на льду и на больших скоростях.
Чтобы в магазине определить жёсткость лыж самостоятельно, поставьте её вертикально на задник, держите её за верхний конец, а второй рукой надавите на середину. Далее интуитивно определите мягкая она или нет.
Горные лыжи для начинающих более мягкие, легче входят в поворот.
Горные лыжи для спортсменов - наиболее жесткие, упругие, требуют хорошего владения техникой и хорошей физической подготовки.
Горные лыжи для экспертов и для продвинутых горнолыжников, располагаются в середине по техническим характеристикам.

Радиус лыжи.jpg2.2. Радиус бокового выреза горных лыж

Что такое радиус бокового выреза горной лыжи?
Радиус бокового выреза лыжи или просто «радиус» это геометрическая характеристика лыжи, являющиеся производными от разности ширины носка, талии и пятки. Условно принято считать, что радиус лыжи – это минимальный радиус её поворота. Малыми считаются радиусы лыж менее 13 метров, средними 13 – 17 метров и большими – 17 метров и более.

2.3. Геометрия горных лыж

Геометрией горных лыж называют ширину лыж в передней части (носу), средней части (талии) и задней части (пятке), а так же ростовку (длину) лыжи. Геометрия лыжи всегда указывается в описании модели и, как правило, пишется на самой лыже. Показатели ширины указываются в миллиметрах, например 122/85/115, где первая цифра – ширина носа лыжи в мм, вторая ширина талии в мм, третья ширина пятки, в мм.
Основной показатель геометрии лыжи - ширина талии. Чем шире талия, тем лучше лыжи подходят для внетрассового катания, лучше управляемость лыж на различной снеговой поверхности, легче лыжи всплывают в глубоком снегу. Чем уже талия лыж - тем легче они входят в поворот. Ширина носа и пятки лыж при этом обусловлены назначением и типом лыж. Особенно важным показателем при этом является соотношение ширины талии к ширине носа и пятки лыж. Это соотношение определяет радиус бокового выреза лыж.
Как отражается выбор ростовки лыж на катании?
- Более длинные лыжи - устойчивее, стабильнее на скорости и легче едут по целине. Длинные лыжи лучше подходят для "больших гор" и длинных, широких трасс.
- Более короткие лыжи - верткие, легче поворачивают на склоне, легче идут по жестким, лединистым склонам, легче идут по неровной, бугристой трассе.
- Короткие лыжи подходят для катания на коротких подготовленных склонах - успеешь сделать больше поворотов.

2.3. Рокер

Рокер - это ранний подъем лыжи от мыска (хвоста) к центру. Рокер сочетается с традиционным весовым прогибом в центральной части лыжи для обеспечения надежного держания лыж на жестких склонах и повышения стабильности. В общем случае, чем длиннее зона рокера, тем лучше лыжа работает и плавает в целине, и тем маневреннее и универсальнее на любом снегу. Чем короче зона рокера, тем лучше лыжа ведет себя в скоростных поворотах и жесткой трассе. Рокер бывает как на передней, так и на задней части лыжи. Различают шесть основных типа рокера:

Рейсовый рокер 2.jpg

Race rocker - длина переднего рокера 5%, заднего рокера нет. Применяется в спортивных лыжах

Трассовый рокер 2.jpg

Piste rocker - длина переднего рокера составляет 10%, заднего рокера нет. Применяется в трассовых не спортивных лыжах

Алл-маунтин рокер 2.jpg

All mountain rocker - длина переднего рокера составляет 10-20%, заднего рокера - 0-10%

Фрирайдный рокер 2.jpg

Freeride rocker - длина переднего рокера составляет 20-30%, заднего рокера 10-15%

Паудер рокер 2.jpg

Powder rocker - длина переднего рокера составляет 30%, заднего рокера 20-30%

Парковый рокер 2.jpg

Park rocker - длина переднего и заднего рокера одинаковы и составляет 10-20%

2.4. Вес

Вес лыжи - характеристика, в лыж влияющая на их управляемость. Чем меньше вес лыж, тем требуется меньше усилий чтобы перекантовывать лыжи. Также меньший вес повышает выброустойчивость лыж.

2.5. Виброустойчивость

Свойство конструкции, определяющее ее возможности поглощать колебания, возникающие при движении лыж; улучшает контакт лыж со склоном, увеличивает стабильность лыж, повышает качество управления лыжами; техническое исполнение – различные элементы, встроенные в конструкцию горной лыжи или наложенные на нее.