Как правильно настроить и отрегулировать крепление по весу, размеру ботинка и особенностям его формы?
Все крепления можно разделить на два типа по принципу их установки. Первый тип – это крепления, которые устанавливаются на специальный интерфейс. Их ещё называют «рельсовыми креплениями». Такой интерфейс устанавливается производителем на заводе при изготовлении лыж. Второй тип крепления устанавливается непосредственно на лыжи без всякого интерфейса путем их сверления. Такую процедуру желательно делать в специализированной мастерской, поскольку самостоятельная установка довольно сложна.
Для регулировки и настройки креплений вам понадобится отвёртка, либо крестовая, либо шлицевая – в зависимости от того, какие крепления, и ботинок, в котором вы будете кататься.
Начнем с рельсовых. На нашем канале есть видео, где подробно рассказывается как устанавливать такие крепления. Здесь напомним об этом лишь коротко.
Первое, на что стоит обратить внимание – это цифра, указанная на колодке ботинка, в зоне пятки. Это длина колодки. На всех пластинах рельсовых креплений есть шкала с цифрами, на которой нужно найти соответствующее значение, оно обычно указывается в интервале. Далее мы берем крепления – «голову» и «пятку» – и производим их установку. На них есть «язычки», приподнимая которые, вы двигаете крепления до нужного вам интервала. Далее вставляем ботинок в крепление – по размеру всё настроено!
Теперь нужно настроить крепления по вашему весу. На «голове» и «пятке» креплений есть шкала, где указаны цифры, обозначающие ваш вес в десятках килограмм. Называются эти цифры din и обозначают размер рывкового усилия на срабатывание. Как понять какая цифра нужна именно вам? Рекомендации по установке веса следующие: если вы начинающий лыжник, то выставляете ваш фактически вес минус 10 кг, т.е., например, если вы весите 65 кг, то ставите себе 5,5 din. Для этого берем отвертку и крутим. Данную операцию необходимо выполнить как на «голове» креплений, так и на «пятке». Как видите, с рельсовыми креплениями всё достаточно просто.
Переходим к креплениям, которые устанавливаются путем сверления лыж. В такой ситуации вам может понадобиться регулировка, казалось бы уже отрегулированных креплений, которые вы использовали ранее. Самый простой пример: вы поменяли ботинки – взяли другой формы. Большинство креплений на болтах, которые устанавливаются путем засверливания лыжи, имеют небольшую дельту по регулировке пятки. На многих моделях в торце пятки есть регулировочный винт. Он позволяет подвигнуть пятку вперед-назад в небольших пределах.
Как же понять, что крепление по длине ботинка настроено правильно? Берем ботинок и встёгиваем его в крепление. При застегнутом креплении регулировочный винт должен быть заподлицо с корпусом крепления. Такая конструкция пятки креплений характерна для креплений от компаний Atomic, Salomon. Также их выпускают под брендом Armada. На креплениях от компании Tyrolia, которая делает их для брендов Fischer и Head, регулировка по длине пятки осуществляется несколько иным образом. Под «пяткой» есть язычок. Для того чтобы её подвинуть нужно взять шлицевую отвертку, приподнять ей язычок, и в поднятом положении «пятка» будет двигаться. Фиксируется она когда язычок опущен.
Правильной настройкой креплений по длине в данном случае будет считаться, когда «пятка» крепления отъехала на третью (из пяти) риску этого язычка.
На креплениях модели Warden и STH от компаний Salomon и Atomic, которые также выпускаются под брендом Armada, есть возможность отрегулировать «голову» по высоте. На «голове» крепления имеется специальный регулировочный винт. Для правильной регулировки таких креплений нам потребуется лист бумаги. Берем его и кладём на слайдер креплений. Теперь берём ботинок и встёгиваем его в крепление. Потянув за лист, мы должны его вытащить, не порвав. Если лист слишком свободно ходит под ботинком – значит высота через чур большая – закручиваем винт по часовой стрелке. При правильной настройке лист бумаги должен выниматься с определенным усилием, но не рваться. Если он рвётся – значит болт нужно немного ослабить.
Также на данных креплениях регулируется и усилие срабатывания. Выставляется тот вес, который нужен, с помощью регулировочного винта на «пятке» и «голове» крепления.
Отметим также еще одну интересную модель креплений – STH с головой драйвер от компании Salomon. Эти крепления регулируются по усилию срабатывания, по высоте, но также они еще и регулируются по схождению щёчек «головы» крепления. Здесь для этого есть специальный винт, и регулировка осуществляется путем его вращения. Для замера схождения щёчек также используется бумажка, которую мы предварительно помещаем между щечкой крепления и ботинком. Правильно настроенное крепление позволит вам эту бумажку вытащить с определенным усилием, но при этом я не порвать.
Регулировка «головы» крепления по высоте на разных моделях может осуществляться по разному. Например, на креплениях от компании Tyrolia регулировка по высоте осуществляется путем изменения положения слайдера крепления относительно щёчек. В данном случае регулировочный винт находится в торце головки и, вращая его, мы меняем положение слайдера, и он, соответственно, ездит и меняет свою высоту.
Стоит также упомянуть, что различные модели креплений имеют различное максимальное усилие срабатывания. Например, на детских креплениях, которые не рассчитаны на большой вес и на большую нагрузку, это может быть 4, 4.5, либо 7.5. На взрослых креплениях это может быть как 10, так 11-12 и так далее… Бывают крепления (в спортивных моделях) 18 и даже 22. Максимальное усилие срабатывания не стоит выставлять ни на одном из креплений, потому что любой производитель рекомендует подбирать крепления с тем расчетом, чтобы у вас оставалось хотя бы 2 din до максимального значения. Например, если вы весите 90 килограмм и хотите ставить себе 9 din, то не стоит брать крепления с максимальным усилием 10 din, а лучше 11 или 12.
Конечно же, если вы уже хорошо катаетесь и уверены в себе, то вполне можете себе поставить достаточно большое значение, чтобы при больших нагрузках лыжа само по себе не отстегнулась. Потому что это тоже бывает неприятно, когда вы закладываете активную дугу, а лыжа вдруг из под вас «выстреливает»… По той же причине не стоит выставлять и слишком маленькое значение усилия, потому что лыжи могут отстегиваться при каждом вашем движении.