Ранее мы освещали в наших статьях что такое структура на современных лыжах и как подготовить новые лыжи из магазина к эксплуатации. В конце каждой из данных статей мы оставляли место для освещения темы накаток.
Что же представляют собой накатки? Накатка – это направляющий станок с установленным на нем роликом. Этот ролик имеет определенный профильный рисунок с различной конфигурацией линий и их глубины, а также расстоянием между направляющими линиями. Чаще всего ролики сменные, их выбор зависит от условия погоды и состояния трассы.
Необходимостью для использования накатки являются погодные условия и состояние трассы, отклоняющиеся от характеристик структуры нанесенной на беговые лыжи. В данном случае использование накаток может в значительной степени изменить уровень скольжения лыж на трассе. Довольно часто профессиональным командам приходится использовать для подготовки на одной паре лыж несколько видов накаток.
Разница между структурой, нанесенной на станке и ручной накаткой, в том, что штайншлифт производит выборку материала в структуре скользящей поверхности, вырезая определенный тип рисунка. Сама структура после штайншлифта, проведенного на заводском оборудовании или в мастерской, имеет длительную сохранность. Если неинтенсивно использовать структуры, нанесенные на станке, они могут оставаться на лыже в течении нескольких сезонов. При активной эксплуатации лыж, структура требует перенарезки 1-2 раза в сезон.
Ручная накатка держится меньше, так как рисунок чаще всего выдавливается только на поверхности скользяка. Так как скользящая поверхность лыж изготавливается из эластичного синтезированного полиэтилена, то во время каждой подготовки лыж утюгом, температура которого около 100°С, материал возвращается к своей первоначальной форме, бороздки от накаток почти исчезают. Это приводит к тому, что приходится постоянно наносить новую структуру ручной накаткой. При использовании структуры станочного нанесения, бороздки дольше держаться на скользяке и полностью не исчезают.
Существуют типы накаток с фиксированным резцом, но на данный момент они встречаются намного реже. Такие накатки так же вырезают рисунок на скользящей поверхности, и он держится намного дольше чем у выдавливаемых образцов. Но в процессе эксплуатации резцы накаток быстро тупятся, в среднем их хватает на 12-15 пар лыж, после чего резец требует заточки граней или замены.
Станки для накаток, имеющиеся в продаже, чаще всего снабжены одним ножом с возможностью его демонтажа и заменой на другой вариант. Также некоторые наборы бывают со сменными ножами от 3-х до 10-ти и более вариантов (это профессиональные станки). Накаточный станок формирует структуры как очень тонкие, так и крупные. Все они хорошо направляют воду, которая образуется при скольжении лыжи по снегу. Расстояние между линиями накатки бывают: 0,25 мм, 0,75 мм, 1,0 мм, 2,0 мм, 3,0 мм.
Как нанести структуру с помощью накатки
В первую очередь необходимо выполнить первоначальную подготовку лыж. Как это сделать, читайте в нашей предыдущей статье «Начальная подготовка, и что делать с новыми лыжами».
Структура наносится на окончательно подготовленные лыжи. Инструмент проводят от носка к пятке лыжи с постоянным и плотным нажимом, чтобы на ней образовались рисунки и бороздки. Чтобы лыжа имела опору по всей длине, необходимо использовать станок или профиль. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. Выбирайте по принципу: чем мельче снег, тем мельче структура. Обратите внимание на направление - должен получаться рисунок стрелы.
После нанесения накатки пики рисунка на скользящей поверхности рекомендуется снять острым стальным или акриловым скребком, слегка сравнивая верхушки накатанных на поверхности бороздок. Также имеет смысл несколько раз пройтись по лыже от носка к пятке фибертексом для «скругления» острых кромок бороздок.
Как вывод, можно отметить, что накатка является незаменимым инструментом в арсенале современного лыжника, позволяя адаптировать свой инвентарь к различным погодным условиям. Она дает возможность лыжам достичь максимальных скоростей, а вам – максимального удовольствия от езды.